Методика оценки вагона

Вагон это средство для перевозки сыпучих, твёрдых, газообразных, жидких веществ. При оценке можно использовать все методические подходы. Но это теоретически. Практически вагоны оцениваются сравнительным и затратным подходами. Более новые в основном оценивают затратным подходом, так как открытой информации на рынке продаж практически нет. Ниже рассмотрим пример оценки затратным подходом вагонов-хопперов для зерна.

Алгоритм расчета стоимости вагонов

Чтобы понять его стоимость нужно определить стоимость нового, физический износ, стоимость металлолома, стоимость капитального или деповского ремонта. Для этого приведем общую формулу расчета и ниже пояснение к ней.

Ср=(Св х Кфунк-Сскрап-Сквр) х Кг + Сквр х Кфиз + Сскр

где: Ср — рыночная стоимость вагона;
Св — стоимость замещения (восстановления) объекта оценки.
Кфунк — коэффициент, учитывающий функциональный износ объекта оценки;
Сскрап — скраповая стоимость объекта оценки (стоимость металлолома);
Сквр — стоимость выполненных капитально-восстановительных работ по объекту оценки
Кг — общий коэффициент физической пригодности объекта оценки, используемый для определения его неустранимого физического износа. Кг=(100-Ф), где Ф совокупный физический износ объекта оценки в процентах.
Кфиз. — коэффициент физической пригодности, используемый для оценки устранимого физического износа объекта (в части капитально-восстановительных работ).

Расчет совокупного физического износа осуществляется с применением метода эффективного срока службы, который базируется на определении зависимости между физическим состоянием подвижного состава и его сроком эксплуатации. Совокупный физический износ может быть определен по следующим формулам:
1) При условии, когда хронологический возраст подвижного состава не превышает его нормативного срока службы, расчет выполняется в соответствии с алгоритмом:

Ф=Тхр/Тн*100%

где: Тхр – хронологический возраст объекта;
Тн – нормативный срок службы объекта.

2) При условии, когда хронологический возраст подвижного состава равен его нормативному сроку службы, расчет выполняется в соответствии с алгоритмом:

Ф=Тхр / (Тн+Тост)*100%

Тост – остаточный срок эксплуатации объекта, определяемый соответствующими службами по эксплуатации подвижного
состава

3) При условии, когда хронологический возраст подвижного состава превышает его нормативный срок службы, расчет выполняется в соответствии с алгоритмом:

Ф=(Тхр-Тост)/Тхр*100%

Пояснение к оценке вагонов

Во-первых: на стоимость нового вагона нужно начислить износ (умножить на коэффициент годности). Например износ 50%, коэффициент годности тогда 1-0,5=0,5. Правильно начислять износ на стоимость самого вагона без учета стоимости металлолома. Другими словами износ начисляется на вагон, а не его стоимость лома.
Во-вторых: начислять износ без учета стоимости ремонтов некорректно. Вагон теряет стоимость до определенного момента, потом проводят капитальный ремонт. За счет этого стоимость вагона увеличивается за счет ремонта, но затем постепенно падает в процессе эксплуатации. Этот метод расчёта физического износа называется метод стадии ремонтного цикла.
В-третьих: принимается показатель Сквр как стоимость капитального о ремонта. Если с момента постройки вагона капитальных ремонтов еще не было, тогда стоимость деповского ремонта.

Пример оценки вагонов

Например оценивается вагон-хоппер для транспортирования зерна модели 19-6889. Исходные данные:
дата постройки 01.09.2019; дата ввода в эксплуатацию 01.12.2019. Была получено коммерческое предложение с стоимостью нового вагона от завода-производителя 2 450 000 грн. без НДС.

Неустранимый износ вагонов

Согласно данным завода-изготовителя нормативный срок службы таких вагонов 30 лет. Срок эксплуатации вагона от 01.12.2019 до даты оценки 28.09.2023 составляет 3,83 года. А возраст вагона 4 года, от даты постройки 01.10.2019 до даты оценки 28.09.2023. При этом нужно брать срок от даты постройки, а не от даты ввода в эксплуатацию до даты оценки. Потому что даже когда вагон стоит, то на него все равно начисляется износ (усталость металла). Тогда износ вагона по нормативному сроку составит 4/30=13%. Еще известно что был проведен деповский ремонт спустя 3 года после постройки. То есть если возраст вагона 3,99 лет, тогда вагон проехал 1 год после проведения деповского ремонта. Но оценщик провел анализ и определил физическое состояние методом экспертизы состояния по оценочной шкале определения физического износа. Данная шкала приведена в книге Appraising Machinery and Equipment, John Alico. По мнению оценщика физический износ составил 20% и классифицируется как хорошее. Вагон был в употреблении, но проходил ремонт или модернизацию, находится в прекрасном состоянии. Исходя из этого пригодность вагона составляет 0,8 или 80%.

Устранимый износа вагонов

Календарный период продолжительности работы объекта от последнего деповского ремонта до ближайшего деповского составляет 3 года или 160 тыс. км. согласно нормативным документам. Период от даты проведения последнего деповского ремонта до даты выполнения оценки составляет 1 год. Тогда коэффициент физической пригодности на выполненные капитально-восстановительные работы, определенный с применением метода эффективного срока службы, с учетом даты проведения последнего деповского ремонта и периодичности их проведения, составит:
Кфиз = 1 – (Тдхр / Тм) = 1 – (1 / 3) = 0,67. По данным собственников вагонов стоимость деповского ремонта, включая расходные материалы (детали) составляет 70-100 тыс. грн с НДС. Тогда как стоимость капитального ремонта варьируется 100-120 тыс. грн. с НДС + стоимость деталей ориентировочно 250 тыс. грн. с НДС. Так как в данном примере проводился деповский ремонт, который в среднем составит 70800 грн. без НДС. Пояснение: (70000+100000)/2/1,2.

Скраповая стоимость вагонов

Валовая скраповая стоимость вагона составляет 90390 грн. (Тара вагона 23 тонны, умноженная на стоимость 1 тонны металлолома 3930 грн.). Так как при утилизации вагонов возникает расходы. То есть стоимость разборки, демонтажа и пакетирования (L), определяется исходя из валовой стоимости лома, с учетом следующих факторов:
– транспортных и погрузочно-разгрузочных расходов, которые составляют от 10 до 20 % от валовой стоимости лома;
– стоимости разборки и демонтажа, которая составляет порядка 10 % от валовой стоимости лома;
– засоренности лома (согласно норм за ДСТУ 4121-2002) – в размере 2 % от валовой стоимости лома;
– потери массы лома в процессе подрезания – порядка 5 % от валовой стоимости лома.
Таким образом, совокупные расходы, связанные с утилизацией объекта оценки, составляют от 27 до 37 % от валовой стоимости металлического лома. Поэтому принимает скраповую стоимость с коэффициентом 0,7. Тогда 90390*0,7=63300 грн.

ИТОГ:
Ср=(Св х Кфунк-Сскрап-Сквр) х Кг + Сквр х Кфиз + Сскр;
Ср=2 450 000 * 1 — 63 300- 70 800) * 0,8 + 63 300 * 0,67 + 70 800= 1 960 600


Добавить комментарий